RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России     Войти в личный кабинет | Корпоративный сайт  
ООО, Сретенский Судостроительный Завод
ООО, Сретенский Судостроительный Завод
Адрес: Россия » Кокуй ул.Заводская, 9, пгт.Кокуй, Сретенский р-н, Читинская обл., РФ, 673***
Телефон: 8-30246-31-4***
Связаться с нами
Найти
Вдали от морей и океанов
Вдали от морей и океанов
Вдали от морей и океановВдали от морей и океановВдали от морей и океанов

Заложенный суровою зимою В крутой и вьюжный 35-й год, Как великан, поднявшись над землею

 Гремит судостроительный завод

(М. Вишняков)

Вдали от морей и океанов

10 февраля 2010 исполнилось 75 лет со дня основания ордена Знак Почета Сретенского судостроительного завода - единственного предприятия судостроительного профиля в Забайкальском крае, расположенного в поселке Кокуй на реке Шилка.

Созданный в тяжелейшие годы второй пятилетки завод прошел большой и славный трудовой путь. Все общественно-политические явления, происходившие в нашей стране нашли естественное отражение в истории предприятия. Это трудовой подъем и невиданный энтузиазм при создании предприятия в 30-е годы, это и имевшие место сталинские репрессии, это суровые военные и послевоенные годы, это созидательный порыв 50-70-х годов, это кризис 80-х годов, это, увы, разгром промышленности, который страна пережила в 90-е годы.

В России, пожалуй, не было и нет судостроительного завода, который бы существовал и развивался в более экстремальных условиях, чем Сретенский судостроительный. Вдали от океана и промышленно развитых центров страны, на достаточно маловодной реке, в условиях сурового резко-континентального климата, практически на голом месте, создавались морские суда. Причем создавались в таком количестве, которое сегодня трудно себе представить. А ведь целое поколение молодежи об этом даже не знает!

Главным мотивом                  создания судостроительного завода,

безусловно, следует считать задачи обеспечения оборонных интересов государства и создания мощного промышленного центра на востоке страны. Политическая нестабильность и резкое ухудшение в 30-е годы отношений с восточными соседями диктовали необходимость иметь менее уязвимую, по сравнению с амурскими заводами, базу для строительства и ремонта судов Амурского, бассейна. Но даже столь жесткая необходимость не позволила принять решение о создании предприятия без предварительного и всестороннего исследования условий, в которых должна была работать будущая судоверфь.

оказательно то, что и тогда были противники размещения судостроительного предприятия в Кокуе и аргументировали они свою позицию, прежде всего, маловодностью Шилки, нестабильностью глубин ее фарватера. Тем не менее, на основании результатов изыскательских работ, доказавших возможность проводки по Шилке малотоннажных судов, решение было принято. Сейчас, по прошествии времени, можно уверенно сказать, что оно коренным образом повлияло на жизнь тысяч людей, связавших свою судьбу с заводом, кардинально изменило облик некогда глухого таежного края, создав в нем своеобразный и неповторимый «промышленный оазис».

Как любое живое существо, наш завод прошел несколько этапов в своем развитии. «Детство» завода - это суровые и тревожные предвоенные и военные годы. Тогда одновременно и параллельно шли три процесса: организация предприятия, строительство верфи и сборка судов. Понятно, в каких условиях все это происходило, но, несмотря на все трудности, к концу войны уже можно было говорить о том, что есть на предприятии производственная база, есть квалифицированный коллектив, который может решать самые сложные задачи.

После войны начинается наиболее длительный и успешный этап развития завода. С конца сороковых годов разворачивается строительство стационарных цехов, идет активное техническое перевооружение, внедрение новых технологий в строительстве судов. Все более усложняется и продукция завода, сборные суда замещаются судами собственного изготовления, выполняется ряд оборонных заказов, завод становится основным поставщиком судов для Амурского речного пароходства. Интенсивное развитие предприятия в те годы не было самоцелью - капиталовложения давали быструю отдачу в резком повышении производительности труда и снижении себестоимости продукции, а значит, улучшали экономические показатели предприятия. Это позволяло больше средств направлять на решение острых социальных вопросов, таких как строительство жилья, детских садов, других социально-значимых объектов. Развернулось активное строительство собственно поселка Кокуй, при этом возведение как промышленных, так и социальных объектов производилось силами заводской строительной организации. Формирование завода в его современном виде было закончено к началу 80-х годов. К этому времени завод представлял собой классическое судостроительное предприятие полного цикла с развитыми видами производств: корпусо­заготовительным, сборочно-сварочным, стапельным, механо-монтажным, машиностроительным, малярно-достроечным. Технический уровень предприятия был достаточно высоким, что позволяло заводу выполнять самые сложные государственные заказы в области судостроения и машиностроения.

Анализируя факты, сейчас уже можно говорить о том, что перелом в развитии нашего предприятия произошел на рубеже семидесятых и восьмидесятых годов. Вероятно, это было связано и с общими тенденциями в советской экономике, которая уже тогда начала свое поступательное движение к кризису. На это наслоились и собственные проблемы предприятия. Произошла смена поколений в руководстве завода. Заканчивалось строительство судов двух больших серий, которым не было адекватной замены. Начался отток квалифицированных кадров с предприятия на «ударные стройки социализма». В результате, к середине 80-х годов завод остановился в своем развитии, а к концу 80-х начался регресс. Так называемые «рыночные» реформы 90-х годов довершили разгром: предприятие потеряло заказы на основную продукцию, гиперинфляция в одночасье съела оборотные средства, рабочие, в поисках лучшей доли, активно покидали «тонущий» завод.

Середина 90-х годов для нашего предприятия, думаю, что и для большинства других в России - это период более страшный, чем военное лихолетье. Тем не менее, в это драматическое время предприятие работало, выполняя заказы энергетиков, железнодорожников, строителей и сохранило производственные мощности и основной кадровый потенциал. С 1998 года завод возобновил строительство судов и за четыре года было построено шесть траулеров, два малых добывающих судна и два катера. За этот период завод претерпел несколько реорганизаций, в 2002 году было создано общество с ограниченной ответственностью «Сретенский судостроительный завод», которое на сегодня и представляет судостроительную отрасль в Забайкальском крае.

Судьба Сретенского судостроительного завода занимает видное место в истории Восточного Забайкалья. В период наивысшего подъема - это самое крупное машиностроительное предприятие Читинской области, среднесписочная численность работников которого достигала трех с половиной тысяч человек. Заводом строились самые современные для своего времени суда: рыболовные сейнеры, пассажирские теплоходы, танкеры, сухогрузы, буксиры, научно-исследовательские суда. Обладая развитым машиностроительным производством, завод

зготавливал для судостроительной отрасли сложные изделия, такие как гидростатические разобщающие устройства, уникальные гидравлические неводовыборочные комплексы, лебедки и многое другое. Большой вклад внес завод и в укрепление обороноспособности нашей страны, на протяжении многих лет поставляя вооруженным силам понтонно-мостовые парки, малые десантные и вспомогательные суда для ВМФ, грозные артиллерийские катера для погранвойск.

И все же не это самое главное. Мы привыкли к тому, что достижения предприятий измеряются какими-то единицами: тоннами, штуками, рублями, забывая при этом, что само предприятие - это, прежде всего люди и их судьбы, в совокупности, составляющие некую уникальную общность, с характерными чертами и свойствами. Коллектив кокуйских судостроителей исторически формировался из трех источников. Ими были: завербованные с западных заводов рабочие- специалисты, техническая интеллигенция, представители которой получили распределение в Кокуй после окончания учебных заведений и местные потомки забайкальских казаков и крестьян. Переплавленный в едином котле индустриализации, этот разнородный человеческий материал и превратился в итоге в ту замечательную общность кокуйских судостроителей или попросту в «кокуйских». Экстремальные условия жизни и не менее экстремальные условия труда на заводе воспитали в них не только твердый характер, но и уверенность в том, что им по плечу выполнение задач любой сложности. И эта уверенность подкреплялась, разумеется, высочайшей квалификацией инженеров, специалистов, рабочих. Завод приучил людей к дисциплине, ответственности, взаимопомощи, воспитав в них настоящий рабочий характер. История завода не знает примеров, когда бы коллектив не справился с поставленной задачей. А задачи ставились порой весьма серьезные, даже на первый взгляд невозможно выполнимые. Можно смело сказать, что завод был построен, превратился в мощное современное предприятие и выжил в тяжелейших условиях только благодаря инициативе, предприимчивости и труду его коллектива.